Учительский труд — это творческий труд, суть творчества в труде учителя заключается в искусстве организации учебной деятельности и коммуникации школьников.
Первое требование. Педагогическое управление
Умение осуществлять педагогическое управление деятельностью учеников на уроках, направленное на усвоение знаний, развитие мыслительных, коммуникативных и деятельностных умений учащихся, их эмоций и чувств. Умение осуществлять педагогическое управление учебной деятельностью предполагает умение передавать ученикам функцию управления своим развитием, т.е. способность к самоорганизации и саморазвитию.
Второе требование. Трансляция. Организация. Коммуникация
Умение осуществлять на уроках три различных процесса: а) процесс трансляции знаний; б) процесс организации учебной деятельности; в) процесс коммуникации учеников. Умение разворачивать на уроках эти процессы, требует от учителя владение особой деятельностной схемой каждого процесса.
Умение осуществлять трансляцию знаний, организацию учебной деятельности и коммуникации через организацию на уроках учебных ситуаций (ситуаций учения-обучения). Умение организовывать ситуации учения-обучения позволяет учителю разворачивать на уроке учебную деятельность и коммуникацию до их полной структуры.
Третье требование. Учебные ситуации
Умение осуществлять трансляцию знаний, организацию учебной деятельности и коммуникации через организацию на уроках учебных ситуаций (ситуаций учения-обучения). Умение организовывать ситуации учения-обучения позволяет учителю разворачивать на уроке учебную деятельность и коммуникацию до их полной структуры.
Четвертое требование. Практика. Исследование. Проектирование
Умение совмещать практическую, исследовательскую и проектную функцию в своей педагогической деятельности. Совмещение трех функций позволяет учителю превращать педагогическую деятельность в объект исследования и проектирования, что является единственной возможностью повысить эффективность своего труда, обеспечить разработку более эффективных форм, методов и приемов организации учения-обучения.
Пятое требование. Высокая педагогическая квалификация
Наличие у учителя Школы свободы и творчества помимо указанных выше умений, таких умений, как:
умение видеть в каждом школьнике безграничную возможность, самостоятельно строящего самого себя;
умение безопасно и эффективно использовать цифровые инструменты и технологии, ресурсы интернета при обучении школьников;
умение определять образовательные результаты педагогических действий, выбирать и структурировать содержание усвоения, отбирать необходимые учебные средства, планировать структуру ситуаций учения-обучения;
умение измерять фактически достигнутые школьниками образовательные результаты, проводить корректировку своих действий и действий учеников, если результаты не соответствуют установленным стандартам;
умение устанавливать и поддерживать позитивный психологический климат в ученическом коллективе, развивать познавательную активность учащихся;
умение создавать условия для появления и поддержки у школьников положительной самооценки (успешности), управлять стрессами и конфликтами, организовывать отдых и психологическую разгрузку учащихся.