Блог Московской онлайн-школы

Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Первый вопрос. Кто такие Эльконин и Давыдов?

Даниил Борисович Эльконин — советский учёный, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР.

Д.Б. Эльконин – автор концепции развития личности ребенка и возрастной периодизации психического развития детей, автор теории игры и соавтор теории учебной деятельности и ее субъекта.

Василий Васильевич Давыдов — выдающийся советский и российский психолог и педагог, доктор психологических наук, профессор, действительный член (академик) Академии педагогических наук СССР, вице-президент Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ, почетный член Национальной академии образования США.

В.В. Давыдов – автор теории теоретического мышления (содержательного обобщения), соавтор теории учебной деятельности и ее субъекта.

Самым большим вкладом Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова в отечественную и мировую педагогику стала теория развивающего обучения, которую они начали создавать еще с конца 50-х годов ХХ века. Тогда в педагогическом и психологическом сообществе главной проблемой школьного образования называли отсутствие связи между обучением и психическим развитием детей.

Развивающее обучение Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова – это принципиально иной подход к пониманию назначения, целей, содержания и методов обучения, в нем разработаны такие условия и механизмы обучения, которые не просто позволяют школьникам запоминать информацию, аведут за собой развитие детей. Созданная ими система развивающего обучения не имеет аналогов; этой системе, как заметил выдающийся психолог Влади́мир Петро́вич Зи́нченко, не выдвинуто никакой разумной альтернативы.

Современные программы развивающего обучения и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, физике, химии, географии и другим школьным предметам были разработаны их учениками и последователями при непосредственном руководстве В.В. Давыдовым.

Второй вопрос. В чём суть и цель развивающего обучения?

Развивающее обучение Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти, построено на активном и самостоятельном освоении ребенком знаний и умений.

Учитель на уроках не передает готовые знания, обучение организовано так, чтобы школьники могли самостоятельно ставить перед собой вопросы и искать на них ответы, участвуя в обсуждениях или проводя эксперименты. На уроках создается благоприятная психологическая среда, которая позволяет развивать у детей инициативность, самостоятельность, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, творчески мыслить и находить креативные решения, повышает самооценку.

Обучение строится так, чтобы немного опережать актуальное развитие ребенка, то есть оно нацелено на ближайшее развитие, стимулирует, ускоряет и направляет его. Ребенок учится решать задачи, в которых пока не может разобраться самостоятельно, но уже готов справляться с ними при помощи взрослых. Обучение проходит в сотрудничестве с педагогами и родителями через совместный поиск.

Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова обеспечивает гармоничное и целостное развитие детей. Целью развивающего обучения является создание оптимальных условий для освоения детьми на высоком уровне предметных знаний и умений; для развития мышления и учебной деятельности, позволяющих находить проблемы, ставить цели, разрабатывать способы их решения, достигать цели, контролировать деятельность и оценивать результаты.

Развивающее обучение ориентировано на раскрытие внутреннего потенциала и возможностей детей. Дети, обучающиеся по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, чаще других становятся победителями олимпиад, уровень их интеллекта выше, чем у сверстников, обучающихся по другим программам.

Третий вопрос. Кому подходит система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова?

Учиться по данной системе может каждый школьник. В школах, где используется система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, не проводят вступительных экзаменов и тестов на интеллект.

Система развивающего обучения ориентирована на любого ребёнка, но не на любого взрослого. Ведь ценности, которые лежат в основе системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, могут расходиться с ценностями семьи, противоречить их иллюзиям. Если родители готовы принять назначение, цели, содержание, формы и методы развивающего обучения, то можете быть уверены: ваш ребенок вырастет способным и успешным.

Эта программа подойдёт родителям, готовым стать помощниками своему ребенку, способным строить диалог с ним и следить за тем, чтобы ребенок получал не «готовые знания», а находил ответы самостоятельно; готовым стать для своего ребенка проводником в удивительный мир познания.

Четвертый вопрос. Правда, что в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова не ставят отметки?

В 1-4 классах нашей школы детям действительно не ставят отметки в привычном понимании. Оценка есть в другом виде — в виде процентной шкалы. Система учит ребенка самостоятельно оценивать свою работу, видеть улучшения, которые происходят изо дня в день. Ученик сосредоточен не на «тройке» или «пятёрке», а на том, чему он научился, что сегодня стал делать лучше, чем делал вчера. Этому учатся и родители, которым нужно приложить усилия, чтобы перестать мыслить классической пятибалльной шкалой. К ней, кстати, относятся и все флажки, звёздочки или утята, которые иногда ставят в начальной школе вместо цифровых отметок. Грустное лицо вместе привычной «двойки» не делает систему без оценочной. Хотя оценки ученикам не ставят, перевестись в обычную школу все равно можно. В таком случае учитель просто проставляет в табель отметки, руководствуясь принятыми критериями.

Пятый вопрос. За что критикуют развивающее обучение?

Сложность (и одновременно сила) системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова заключается в том, что в ее основе лежат серьезные философские и психологические основания. Учителя, привыкшие работать по другим программам, должны полностью переучиваться, а главное — пересматривать свои устоявшиеся ценности и приоритеты. Учителям сложно быть не истиной в последней инстанции.

Сложно и родителям, им приходится менять свои взгляды. Например, многие современные мамы и папы хотят, чтобы ребенок учился не сильно напрягаясь. В системе развивающего обучения считают, что ребенок должен понимать ценность учебы, а также, что учеба – это труд. Ещё одна сложность для родителей — домашние задания. Они пытаются помочь и не могут — их учили по-другому. В системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова дети должны делать домашнее задание сами, самостоятельно добывая знания. Многих родителей этому нужно специально учить.

Не смотря на эти особенности, система развивающего обучения дает очень высокие образовательные результаты. И если вы нацелены на качественное образование для ваших детей, то мы вместе с вами сможем научиться учиться по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и, конечно, добьемся успеха!

Наша онлайн-школа работает в логике развивающего обучения, и мы с радостью будем учить ваших детей. Приглашаем всех неравнодушных родителей к нам на онлайн-встречи, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией и получить обратную связь.
2024-02-19 11:19 Статьи